Историческая справка о храме
Статья с официального сайта Тверской епархии. Автор — Павел Иванов.
Село Заборовье Тверская область, Калининский район.. Храм Святой Троицы.
Меценаты и благодетели храма — Анна и род Заборовских в XVI веке. Служители: о. Исайя Родионов — XVII век, О. Михаил Дмитриевский — XIX век, репрессированные в 1932 г. — о. Иоанн Титов, в 1938 г. — о. Геннадий Рубцов (последний священник церкви Святой Троицы).
Село Заборовье не расположено на берегах Тьмы, но оно было достаточно тесно связано с монастырями вдоль этой реки. Оно стоит на ровной открытой местности, без каких-то особых естественных красот. Вокруг него было в старину множество деревень, основным занятием жителей было хлебопашество. Храм объединял все деревни в одно целое, “держал” обширную площадь. И ныне, подъезжая к селу, издалека видишь среди полей обветшавший купол каменной Троицкой церкви и шатер колокольни, на котором еще держится старая главка с остатками креста.
Село получило свое название в XV в., когда оно стало вотчиной бояр Заборовских, выходцев из Литвы. Старинное название села — Воскресенское, по названию церкви Воскресения Христова или Уверения Фомы (в первое воскресенье после Пасхи, когда Церковь вспоминает явление воскресшего Христа апостолу Фоме, в храмах в честь Воскресения Христова бывает престольный праздник). Заборовские владели селом до конца XVI в., после чего оно частично было вложено ими в Троице-Сергиев монастырь, а окончательно отошло к нему уже в начале XVII в., после Смутного времени.
Древнейшим письменным памятником, в котором упоминается Заборовье, является Писцовая книга 1548 г., упоминающая большой род Заборовских, отличавшийся большим благочестием — многие его представители приняли монашество перед смертью. В синодике Тутанского монастыря род записан так:
“Помяни, Господи… род Заборовских Андрея, во иноках Андриана, Захария, Семена, Василия, Петра, Дея, во иноках Дионисия, Алексея, во иноках Александра, Иоанна, Димитрия, во иноках Дамиана, Исайя, во иноках Сергия, Стефана, Анны, во инокинях Анастасии, Мавры, во инокинях Марии, Домники, Димитрия, инока Симеона, Петра, инокиню Геласию, Наталью”.
Помимо Тутани, помянники этого рода находятся в синодиках Иосифо-Волоколамского и Троице-Сергиева монастырей.
Из этого рода особым благочестием отличались супруги Андрей и Анна Заборовские (+кон. XVI в.), принявшие перед смертью постриг. Анна, во иночестве Анастасия, похоронена в родовом селе под деревянной церковью Воскресения Христова. Место, где она приняла постриг, неизвестно, возможно, это Рождественский на устье Шостки, монастырь, откуда после его разорения престол был перенесен в Тутань. Но, не исключено, что постриг бояре приняли в селе Заборовье и жили здесь до своей смерти. После Смуты от села осталось лишь пустое место, но церковь (тогда она была шатровой) уцелела, вскоре и село было восстановлено усилиями властей Троице-Сергиевой Лавры, приказчика Андрея Иванова (о нем в главе о Тутанском монастыре), и крестьян. В 1664 г. старец Аверкий вложил в церковь села Заборовье Евангелие. На колокольне среди колоколов висел привезенный, видимо, из Ливонии колокол с латинской надписью “O, Santa Maria, Deum cum coelestis, ora pro nobis” (О, Святая Мария, предстоишь Богу, молись за нас”). Долгое время срубленный заново в 1634 г. Воскресенский храм был древнейшим деревянным храмом в Тверском уезде. К сожалению, он погиб от пожара в 1914 году.
Еще до пожара на выставке икон в 1913 году экспонировались прекрасные деисусные иконы из Заборовья, нач. XVI в., вложенные еще Заборовскими. После выставки иконы хранились в частной коллекции под Киевом, и затем исчезли после революции. Есть предание, что иконы были проданы заезжему коллекционеру в 1900-х гг. одним здешним крестьянином, укравшим их из церкви. Он начал строить роскошный каменный дом, целый и ныне, но жить в нем, в связи с революцией 1917 г., хозяину не пришлось.
Каменный храм в честь Святой Троицы с приделами в честь Покрова Богородицы и святой мученицы Параскевы Пятницы сооружен в 1880 году и окончательно отделан и украшен в 1888 г. в память о спасении Царской семьи во время железнодорожной катастрофы. Об этом сообщала надпись на фронтоне храма. Проект этого храма, одного из лучших памятников эклектики в окрестностях Твери, разработал епархиальный архитектор Петр Федоров.
Как большинство храмов в селах, заборовский Троицкий храм не избежал закрытия и разорения. В войну в храм попал снаряд, обрушивший один угол четверика. Тем не менее еще долго после этого храм использовался под склад, пока окончательно не обрушились своды и восстановить храм стало делом почти невозможным.
Тем не менее, несколько лет назад усилиями Лидии Ивановны Романовой, приехавшей в Заборовье на постоянное место жительства, вновь началась молитва в его старых стенах.
Увы, до восстановления былого великолепия еще очень далеко.
Лидия Ивановна выпустила несколько материалов, повествующих о селе и живущих и живших в нем людях. Один из них опубликован в газете “Тверские ведомости” (№ 84, 2003 г).
Архитектурная справка о храме
Предоставлена ведущим инженером реставрационной фирмы ОАО «Тверьпроектреставрация» Пискуновым Александром Ивановичем.
1.Название памятника, дата окончания строительства, категория охраны, паспорт памятника.
Церковь Троицы Живоначальной, 1884 год. Вновь выявленный объект культурного наследия, паспорт № 2348 в архиве Главного управления по охране объектов культурного наследия.
2.Место расположения, маршрут проезда до памятника.
Калининский район, село Заборовье, 21 км от села Медное. Ехать от г. Тверь по шоссе на г. Санкт-Петербург до указателя «Поворот на д. Новинки». Далее делать разворотную петлю на встречное направление и поворачивать на д. Новинки. Далее ехать через д. Степаньково, пос. Большие Борки и д. Избрижье, всего около 20 км.
3.Сведения из истории строительства (см. в паспорте текст под № 1).
4.Описание сохранившегося архитектурного облика, состояния архитектурно- конструктивных элементов и характера использования здания памятника и прилегающей территории по состоянию на 1975 год.
а) Архитектурный облик (см. текст под № 2);
б) Состояние архитектурно- конструктивных элементов и прилегающей территории (см. текст под № 3 и текст дополнения).
Дополнение.
В верхних участках всех стен уже начались большие разрушения кирпичной кладки. Покрытие всех крыш и уступов стен, свод трапезной и свод юго-западной части четверика храма сильно повреждены, поросли травой, кустарником и деревьями. Внешняя штукатурка стен, кирпичный и белокаменный декор всех карнизов, капителей и кокошников четверика храма и обоих восьмериков в плохом пред-аварийном состоянии, начались большие утраты. Утрачен крест на завершении храма.
К церкви прилегает обширная не застроенная относительно ровная территория, заросшая высокой травой и мелким кустарником. Полностью утрачена ограда территории церкви.
в) Характер использования здания и прилегающей территории (см текст под № 4).
- Состояние архитектурно-конструктивных элементов церкви и прилегающей территории на 2016-ый год.
Цоколь памятника в неудовлетворительном состоянии с отдельными участками аварийного. Стены и архитектурный декор пока сильно повреждены только на верхних участках в уровне карнизов, где всё также, кроме апсиды, верх стен покрыт травой, кустарником и отдельными небольшими деревьями.
Почти полностью обрушены и утрачены все три свода в трапезной, сильно насквозь разрушен снарядом свод в юго- западной части четверика храма, в аварийном состоянии свод нижнего четверика колокольни в северной его части. В 90-ых годах двадцатого века полностью износилась и была утрачена крыша над трапезной, апсидой и всеми уступами стен четвериков храма и колокольни. В 2015-ом году в сильный ветер упал весь деревянный каркас шатра крыши колокольни, сильно покосился и в остро аварийном состоянии шатёр на восьмерике храме.
Утрачен северный опорный столб сводов в трапезной и сильно наклонился южный. Полностью утрачены все полы и отмостка вдоль стен. Прилегающая территория по-прежнему нуждается в планировке для отвода от стен поверхностных вод и летом сильно зарастает травой.
На сегодня значительная часть элементов памятника в аварийном и пред-аварийном состоянии и идёт активный процесс разрушения на всех ещё пока уцелевших участках. Для их сохранения и спасения от безвозвратной утраты и новых больших повреждений на памятнике необходимо срочное проведение первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий защитно-укрепительного характера хотя бы в недорогом временном исполнении по устройству:
а) Покрытия над всеми, кроме апсиды, объёмами церкви с расчисткой и укреплением верха кладки стен;
б) То же на аварийных участках декора фасадов церкви;
в) Укрепления аварийных участков стен и сводов;
г) Временной планировки и отмостки вдоль стен;
д) Временных заполнений в оконные и дверные проёмы.
- Описание выполненных методом Народной Самофинансируемой Храмоспасательной Стройки (НСХСС) первых видов вышеуказанных работ.
Работы были начаты в 2015-ом году. В результате них было выполнено:
а) Частичная расчистка внутренней и прилегающей внешней территории памятника от завалов, мусора, травы, кустарника и случайных деревьев;
б) Произведена предварительная планировка поверхности со стороны северного фасада церкви;
в) Была произведена частичная вырубка кустарника и деревьев по верху кладки стен;
г) Расчищен свод, верх кладки стен и устроена временная крыша над помещением апсиды;
д) Устроено временное защитное покрытие над проломом от снаряда в юго-западной части свода четверика храма;
е) Установлено временное защитное светопрозрачное ограждение в оконные поёмы храма;
ж) Выполнен ремонт наружной входной в помещение храма двери.
з) В безопасной части храма начато обустройство небольшой временной площадки для проведения службы.
- Работы, намеченные к проведению в 2016-ом году:
а) Восстановить кладку верха стен восьмерика храма, устроить временное покрытие над верхом стен и восстановить шатровую крышу и завершение над восьмериком храма;
б) Продолжить работы по планировке прилегающей к стенам поверхности земли;
в ) Начать работы по устройству временной отмостки вдоль стен церкви;
г) Устроить временное защитное светопрозрачное ограждение под аркой в проёме храм-трапезная;
д) Устроить временный пол в помещении храма и апсиды;
е) Установить ограждение из сигнальной ленты вблизи аварийных участков храма и трапезной;
ж) Продолжить очистку помещений памятника и прилегающей территории от травы, кустарника, строительного мусора;
з) То же на доступных и безопасных участках верха стен церкви;
и) Продолжить обустройство в храме временной площадки для проведения службы.
Историческая справка о селе Заборовье
По архивным материалам. Автор — Ярова Нина Александровна.
Село Заборовье (старинное название село Воскресенское) стоит на ровной открытой местности, без каких-то особых естественных красот. Подъезжая ныне к селу, издалека видишь среди зарастающих полей обветшавший купол каменной церкви Святой Живоначальной Троицы, на котором еще держится старая главка и такой же шатер колокольни. Это сейчас.
А ранее, окруженные со всех сторон, богатые дичью, ягодами, грибами леса, болота, журчащие чистые Заборовский и Шутовский ручьи, впадающие в речку Избрижку, с незапамятных времен привлекли людей на эти земли. Село имеет интересную и насыщенную событиями историю. Вокруг него в старину было множество деревень. Основное занятие местных жителей было хлебопашество. Земли нашего края входили в состав Великого Тверского княжества.
После 1485 года, когда княжество утратило самостоятельность и было присоединено к Московскому, село и все земли в округе с ближайшими деревнями, с территорией разрушающегося Тутанского монастыря, Великим Московским князем Василием III Ивановичем переданы в вотчину боярину Заборовскому. Трудолюбивый, с большим благочестием род Заборовских серьезно занимаются сельским хозяйством в своей вотчине, ремонтируют находящуюся в селе старую деревянную церковь Воскресение Христово, неизвестно когда и кем построенную, восстанавливают разрушающуюся Тутанскую обитель.
Но после разорительного похода на Новгород царя Ивана IV Грозного в начале 1570 года, когда весь этот край был разорен и сожжен опричниками, многочисленная семья Заборовских решила в 1571 году передать часть принадлежавших им земель во владение православной церкви, а именно селения вместе с проживающими там людьми, леса, луга, пустоши вложить в Троице-Сергиев монастырь (Лавру), самим же стать монахами и уйти в монастыри.
Местные крестьяне, теперь уже монастырские, продолжали жить и работать на этой земле, почвы в нашем краю бедные, чтобы получать неплохие урожаи сколько потов пришлось пролить нашим предкам. Настало «смутное время» 1606-1618 годов. Много бедствий принесло оно Тверскому краю. Однако Троице-Сергиева Лавра, которой теперь принадлежали эти земли, прилагала большие усилия по восстановлению разоренных владений. Долгое время срубленный заново в 1634 году храм Воскресения Христова был древнейшим деревянным храмом в Тверском уезде. К сожалению, он погиб от пожара в 1914 году.
Во времена правления Екатерины II, в 1764 году, по секуляризационной реформе крестьяне многих монастырских вотчин, их земли, хлеб, скот передавались коллегии экономии духовных имений т.е. монастырские земли передавались государству, а крестьяне мужского пола превращались в особый разряд государственных крестьян – экономических (казенных) Реформа коснулась и Троице-Сергиевой Лавры и земли вокруг села Заборовья (кроме деревни Шутово) стали называться казенными.
В начале ХХ века село Заборовье насчитывало около 100 крестьянских дворов и проживало в нем более 600 человек. В селе было много мастеровых крестьян. Шили сами одежду, сапожничали, валяли валенки, была столярная мастерская, пекарня, чайная.
В центре села к 1894 году была построена и расписана новая каменная церковь — Святой Живоначальной Троицы. Церковь была строилась на средства прихожан,
«зданием каменная с такою же колокольнею и обнесена кругом железною оградою на каменном фундаменте». Престольный праздник летом — на Троицу. Народ в округе набожный, церковные обряды почитают.
Никто еще не знает, что скоро наступит время атеистов, что службы в новом красивом храме будут проводиться только до 1933 года, потом его закроют, сбросят вниз колокола,. снимут с крыши железо и увезут его в село Медное, чтобы покрыть им крышу местной школы, что в октябре 1941 на колокольне храма будет установлен пулеметный расчет, солдаты пулеметным огнем будут закрывать немцам дорогу к деревням Голыхино и Кумордино, и что потом в храм попадут две вражеские бомбы, разрушив часть ее стены, а уж после войны храм вообще станет складом, а когда сгниют его полы, сюда на ночь летом будут загонять овец, окна будут выбиты , железные двери оторваны , на остатках кровли храма будут расти деревья. Но это все будет потом. . – по времена советской власти.
А пока в селе в 1906 году построили школу, или так называемое « земское училище с четырехгодичным учебным курсом». Все крестьянские дети села Заборовье, деревень: Берглезово, Шутово, Гудково, Малая Избрижка обучались в этой школе.
Пришедший новый век принес в эти места – неурожаи, голод, возросшие налоги. А далее судьба села и близлежащих деревень – это судьба всей сельскохозяйственной России: 1914 год — 1 Мировая война, 1917- революция, сплошная коллективизация, сталинские репрессии, отечественная война (село 2 месяца было в оккупации у немцев), нищета, голод. Бедные убыточные колхозы. Молодежь бежит в город. Результат – полная разруха. Уже нет в селе ни школы, ни магазина, ни клуба, ни медпункта. И только летом оживает немного Заборовье, когда сюда приезжают дачники.
Село Заборовье. Первое собрание укрупненного совхоза им. Кирова (~1950-51 г.)
Пришло время возрождения. Несколько лет назад усилиями удивительной женщины, ныне покойной, Лидии Ивановны Романовой вновь начались молитвы в старых разрушенных стенах некогда красивейшего храма. Местные жители проводят субботники по уборке храма и окружающей его территории, прошедшим летом были проведены и небольшие противоаварийные работы (закрыли поликарбонатом выбитые окна, над алтарем рубероидом покрыли протекающую крышу). Увы, до восстановления былого великолепия еще очень- очень далеко.
30 июня 2015 года по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора православный приход церкви Живоначальной Троицы д. Заборовье Калининского р-на приписан к местной религиозной организации православному Приходу церкви Казанской иконы Божией Матери с. Медное, Калининского р-на.
« Но ведь чьи-то руки мусор убирают
И внутри церквушки, и вокруг нее.
Издали старушки зорко наблюдают,
Выйдя у крылечка вывесить белье.
Мало их осталось, им уж очень больно
Безоглядно верить, и устали ждать,
Что вернутся дети, что с их колокольни
Всю округу снова станут оглашать
Каждым воскресеньем благостные звуки,
А в престольный праздник будет крестный ход,
И опять, как прежде, впрямь во время оно,
К храму соберется снова весь народ.
И хотя стоит наш храм еще без крыши,
Прихожан немного, но до умов дошло
Коли храм в разрухе – и село чуть дышит,
Будет храм в порядке – расцветет село!»